Борис Колесников: Если бы Луценко дали веник, и он ходил по Майдану хотя бы пять суток, большего и не надо

23.04.2011 10:19

Борис Колесников - олицетворение новых обычаев во властных коридорах.

Если год-два назад нынешний вице-премьер был находкой для интервью на тему внутриполитических игр и не лез за словом в карман для откровенных оценок однопартийцев, то теперь Колесников предпочитает о политике молчать и больше углубляться в прикладные вопросы.

Мы встретились с Борисом Колесниковым на седьмом этаже здания Кабмина, в его кабинете с большим балконом и окнами на Мариинский парк.

Раньше здесь в казенной атмосфере сидел министр правительства Тимошенко Петр Крупко. Колесников за свои деньги сделал ремонт, и кабинет выглядит по-настоящему роскошно - светлая кожа, панели из красного дерева, мягкий ковер, огромная плазма.

Как и год назад, в приемной у вице-премьера услужливо мелькает тень Михаила Бродского, лишившегося должности в Госкомитете предпринимательства. А сам Колесников, несмотря на перенесенный в январе инфаркт, продолжает курить сигареты, пить крепкий кофе и рассуждать о судьбе Украины…

- Только что возле приемной мы встретили вашего однопартийца, секретаря Донецкого горсовета Николая Левченко. Вы уже видели документальный фильм "Другой Челси" с ним в главной роли? Там один из запоминающихся эпизодов - когда Левченко в рабочее время занимается отбором штор для своего особняка...

- Я сказал после этого Левченко, что ему не стоит оставаться во власти, а лучше купить булочную и заниматься полезным делом. Хотя сам фильм я еще не успел посмотреть, пока только прочитал его описание.

- Понятно. Вопрос на другую тему - сейчас уже в вашей партии активно обсуждают будущие парламентские выборы, идет борьба за место в списке. Как вы для себя решили - пойдете по мажоритарному округу или по списку?

- Мне абсолютно все равно, но мы этот вопрос не обсуждали. Есть округ, в котором я баллотировался еще в 1998 и 2002 годах в Константиновке и Красноармейске.

- Может, от него и пойдете в парламент, и освободите место в списке своим соратникам?

- Мы это решим перед съездом на заседании политсовета - кто куда пойдет и каким образом.

- Сегодня много говорят, что влияние Рината Ахметова и его политической группы в последнее время уменьшилось, тогда как наряду с ним появилась другая фигура - Юрий Иванющенко…

- Я не знаю, о каком влиянии вы говорите. Общественное влияние Рината огромное. 15 лет назад он взял провинциальный клуб и довел его до уровня, когда он выигрывает кубок УЕФА и стремится к победе в Лиге чемпионов.

Поэтому влияние Ахметова я бы не соизмерял с чем-либо еще. Влияние - это то, что ты сделал для общества. Ринат сделал для общества и для Донбасса несоизмеримо больше, чем сделал весь остальной донецкий бизнес вместе взятый.

- А вы вообще знакомы с Юрием Иванющенко?

- Конечно. Это бизнесмен, болельщик "Шахтера". Я никогда не обсуждал с ним его бизнес. Когда-то это было связано, по-моему, с энергетическими углями. Но это было очень давно - 9-10 лет назад.

Хотя Донецкая область - самая большая в Украине, но все друг друга знают. Как, в принципе, и в Киеве.


Колесников и Клюев - главные "донецкие" во власти.

- Легенды о том, что Иванющенко очень близок к Януковичу и чрезвычайно влиятелен - это правда?

- Я не могу об этом сказать. Вполне возможно, что они знакомы, или дружат, или дружили, что объяснимо, потому что они родом из одного города.

О его влиянии я читаю только на страницах вашего уважаемого издания, и не только вашего. Поэтому мне даже тяжело комментировать цели, задачи дискредитации или компрометации депутата нашей фракции.

- Вы считаете, его хотят скомпрометировать?

- Я считаю, что его дискредитируют.

- Чем? Статьями о том, что у него есть влияние на президента?

- Нет, дискредитируют его другим. Многие сайты пишут, что этот бизнес непрозрачный, нечестный, связан с вымогательством и мошенничеством. По крайней мере, полгода назад писали только об этом.

Я считаю, что, во-первых, это не соответствует действительности. А во-вторых, я считаю, что этот материал по большому счету заказной, и заказ носит определенную цель - это дискредитировать партию власти и соответственно понизить ее рейтинг.

- А почему, как вы думаете, были выбраны не вы, как видный деятель, а человек, которого никто не знал?

- От меня уже устали. Обо мне вы достаточно написали в 2005-2006 году.

НА ЛУЦЕНКО Я ЗЛА НЕ ДЕРЖУ

- Вспоминая 2005 год и возбужденное дело против вас… Сейчас ваш обидчик Борис Пенчук опять вернулся в тюрьму. Вы считаете, это справедливо или нет?

- Я не могу комментировать решения судов. Из того, что мне известно из вашего же издания, то Верховный Суд Украины установил ему приговор 4 года. Он отсидел 1 год и 3 месяца. У прокуратуры возникли претензии - на каком основании его выпустили...

- А на Луценко вы зло держите?

- Нет. Я даже не хочу это обсуждать. Самой большой сатисфакцией для меня было бы, чтобы ему дали веник, и он ходил по Майдану хотя бы пять суток. Это самое большее, что я от него хотел.

- Вообще, месть вам характерна?

- Нет. Мстить же надо не Пенчуку...

- А кому?

- Мстить надо Шокину, Корничу, то есть тем, кто фальсифицировал уголовное дело против меня. Скажу вам честно, я даже на Луценко до июля 2005 года не имел никаких обид. Потому что он не специалист, не юрист, не профессиональный следователь. Он мог не знать ситуацию. Но когда он начал отдавать прямые команды на фальсификацию УБОПом Украины уголовного дела…

Когда у Пенчуков нашли деньги, и вместо того, чтобы начать следствие против них за мошенничество, Луценко дает команду получить любой ценой показания, что Пенчуку эти деньги подарили другие люди... Это уже выходит за все рамки!

Луценко пошел на подлог, чтобы спасти свою должность перед тем президентом Украины. С этого момента я начал его критиковать публично.

- Как быстро вы отходите в таких ситуациях?

- Я человек эмоциональный, отхожу быстро, как и все эмоциональные люди - от 15 минут до 5 часов, в зависимости от того, какие эмоции. По ситуации со стадионами я отхожу дольше.

- А по статьям журналистов?

- Я в последнее время, к своему стыду, читаю очень мало. Последние недели три живу, в основном, в самолете. Интернет в самолете есть, но работает он очень слабо. Поэтому читаю мало.

- Какую литературу вы читаете?

- Мне интересны корни успеха западного мира, в частности, персона Аденауэра.

Вообще, мне консерваторы ближе по духу. Но правильно однажды сказал Петр Порошенко: "Это когда есть что консервировать". Если брать историю нашей страны, то есть только вечные ценности - и нечего консервировать.

Да, американцы еще не построили общество равных возможностей. Но мне кажется, что для ¾ населения США они все-таки близки к цели. Как они к этому пришли? Ведь западный мир дает советы Украине, исходя из сегодняшнего дня. А Украину надо воспринимать как послевоенную Европу или США конца 19 века. Именно в таком состоянии, даже в худшем, мы находимся экономически, а ментально нас с ними вообще разделяет пропасть.

СПРАВЕДЛИВО ПОВЫСИТЬ ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ ТОЛЬКО ТЕМ, КОМУ ДО 40 ЛЕТ

- Но Украина принимает эти правила игры, выполняет требования США и Западной Европы в обмен на получение финансовых вливаний - это, по-вашему, правильно?

- Конечно, лучше всего денег не занимать, чтобы не слушать никаких советов. Но ситуация, с которой столкнулся Янукович и правительство в марте прошлого года, такова, что без этого обойтись было невозможно.

Невозможно выйти из долговой ямы за один день. Что касается советов западного мира, в частности по пенсионной реформе, нужно глубоко думать. Я думаю, что правительство и президент найдет правильный выход.

Хотя можно понять те страны, которые являются донорами для Украины. Потому что у них пенсионный возраст намного выше - в ФРГ 65 лет, и сейчас обсуждается 67 лет.

- Да, но там продолжительность жизни тоже выше!

- Согласен, что все должно быть сопоставимо с уровнем жизни. Наверное, справедливым решением было бы повысить пенсионный возраст только для тех, кто проработал до пенсии только половину стажа, кому 40 лет и немножко больше. Я против смены правил игры в ходе чемпионата, если переводить на футбольный язык.

Что касается реформы коммунальной сферы, ни одна из стран СНГ, по большому счету, с коммунальной реформой не справилась.

Сегодня наши эксперименты показывают, что мы можем вдвое снизить потребление газа населением.

Во-первых, мы должны принять решение разобрать пятиэтажные дома хрущевского периода и предоставить их жителям новое жилье. Дома брежневского периода нуждаются в модернизации, утеплении, крышных котельнях.

Депутаты Колесников, Святаш, Плохой, Янукович-младший

Когда западные немцы пришли в ГДР и посмотрели, как работает их система отопления, они сказали: "По большому счету, у вас все это хорошо, но тогда две недели в году не будет горячей воды". Они: "Да вы что? У нас и месяц бывает, что нет".

То есть, все эти ремонты котельных, передача тепла на расстояние создает огромные затраты и очень неудобно в эксплуатации. В западном мире тяжело представить, что месяц не будет горячей воды. А у нас холодной иногда не бывает, не то, что горячей.

Я хочу вам напомнить, что западные немцы пришли в Восточную Германию в 1990 году. Они потратили за первые 2,5 года 500 миллиардов марок, по тому курсу это 300 миллиардов долларов.

Им повезло - была ГДР в тоталитарном режиме со всеми вытекающими для экономики обстоятельствами. И была ФРГ - одна из самых успешных стран западного мира. А Украине не повезло - у нас нет западной составляющей страны, которая не была под тоталитарным режимом.

- Вы сказали, что когда пришла новая команда, она столкнулась с тяжелым наследием. Но сколько должно пройти времени, чтобы чиновники, президент, премьер сказали, что "это наши ошибки", а не "это нам оставили предшественники"?

- Уже прошел год после того, как мы занялись подготовкой к Евро-2012, и ошибки предыдущего правительства значения не имеют. Мы имели достаточно времени для того, чтобы их исправить.

- Вы за последний год часто бывали по работе на Западной Украине. Вы изменили мнение об этом регионе?

- У меня никогда не было отрицательного мнения о Западной Украине.

- Вы заметили ментальные различия между двумя частями Украины?

- В разговоре со специалистами, с простыми людьми вообще никакой разницы в ментальности не существует. Все современные компании сосредоточены на востоке Украины. Не потому, что там, на востоке, кто-то умнее, а на западе глупее. Потому, что на востоке есть огромные компании.

И даже если вы работаете руководителем цеха на Новокраматорском машиностроительном заводе, у вас объем ответственности, людских и материальных ресурсов больше, чем у некоторых областей Украины. Это - ошибки Советского Союза.

ЧЕМОДАНЫ В "БОРИСПОЛЕ" БУДЕТ ОХРАНЯТЬ МИЛИЦИЯ

- Недавно о вас писали как о человеке, который блокировал размещение на пачках сигарет изображений, призванных отбить желание курить. Вы поддерживаете размещение наклеек с пропагандой против курения на пачках сигарет?

- Я считаю, что этого мало. Знаете, есть микс-маркетинг. Когда вы сняли клип, на "Украинской правде" разместили баннеры, во всех журналах публикуется кадр из этого клипа, по радио идет напоминание... Борьба с курением - это здоровый образ жизни. Значит, мы должны тратить деньги на инфраструктуру массового спорта.

- Так вы поддерживаете наклейки антитабачного содержания на пачках сигарет или нет?

- Те наклейки, которые предлагаются, просто удорожают пачку сигарет. Многие европейские страны имеют наклейки, многие - нет. Я, в принципе, не против наклеек. Я предлагал разместить на пачках просто большую надпись, которую сделают за счет фабрик.

- С изображением легких курильщика или только текст?

- Только текст. Если написано: "Курение убивает", разве этого мало?

- Вы всегда ратовали за прозрачную приватизацию. То, как правительство Азарова продало Укртелеком, вас устроило как политика и профильного министра?

- Я даю честное слово, что о продаже Укртелекоме я прочитал пускай не у вас на сайте, но в одной из газет. Потому что у меня есть проект Евро-2012 со всеми головными болями, с некачественным на сегодняшний день исполнением...

Если Укртелеком был такой привлекательный актив, то почему сейчас он оказался никому не нужен, не интересен? Хотя когда-то за него боролись очень сильно? Если бы эта приватизация была настолько уж нерыночной, то западные телекоммуникационные компании подняли бы уже шум. Сегодняшний Укртелеком - это устаревший металлолом, который надо было продать в 2002-2003 году.

- Расскажите, что за конфликт у вас был с Азаровым пару дней назад из-за уменьшения акцизов на бензин? Когда вы, недовольный снижением акцизов, в качестве демарша ушли с заседания Кабмина?

- Я не хочу комментировать детали. Суть конфликта: я искренне считаю, что будет бензин 9,75 или 10,25, ничего не изменится. Но за счет уменьшения акциза в Украине не будет новых дорог. Снижение акциза дает какую-то краткосрочную, 2-3-недельную паузу в росте цен на бензин. А если цена на бирже прыгнет на 5 долларов за баррель, то что, мы будем воевать за понижение с 11,25 до 10,75? А снижение акциза - это деньги, которые отнимают у "Укравтодора".

Мы проводим еще отдельное исследование по акцизу. Мы считаем, что из 3 миллиардов долларов, которые мы должны собирать, недоплачивается акциза примерно 40%.

- Кем недоплачивается?

- Я не могу говорить голословно. Это делают конкретные предприятия. Идет расследование, по итогам которого я объявлю результаты.

- Недавно был уволен директор аэропорта "Борисполь". Вы говорили, что опыт Бориса Шахсуварова, работавшего ранее в московском "Домодедово", для вас не показатель - но вместо него вообще назначили человека из Донецка!

- Сергей Прокофьев и Сергей Бубка тоже из Донецка. Есть вопросы к ним или перейдем сразу к "Борисполю"?

Я назначил директором "Борисполя" одного из руководителей Нацагентства по Евро-2012, который в агентстве с лета прошлого года занимается аэропортами с нашими американскими консультантами - полностью подготовленный специалист.

У меня к Шахсуварову было две крупных претензии. Первая - это воровство багажа, что могло быть характерным для аэропортов СНГ в 1991-1994 годах. Сегодня это - позорное явление. На этой неделе мы подписываем договор с МВД, и каждую багажную тележку от самолета до терминала будет сопровождать сотрудник одного из спецподразделений Министерства внутренних дел Украины.

Вторая претензия - Шахсуваров не смог, хотя мы готовы были помочь, в том числе и финансово, избавить пассажиров от навязчивых таксистов, которые пристают в зоне прилета. Я сам видел все это на прошлой неделе собственными глазами.

- К вам тоже приставали таксисты?

- Нет, ко мне лично не приставали. Кроме того, не является секретом, что в "Борисполе" работает около 3,8 тысяч человек, а Шахсуваровым выдано 23 тысячи бейджиков-пропусков в режимные зоны. Последней каплей было то, что такси начали предлагать между пограничным контролем и таможней.

Пассажиры должны чувствовать себя, как в любой европейской столице. Нам не хватает технических возможностей, пока мы не сдадим терминал D. Если вы помните западные порты, то встречают с прилета всегда внизу, а вылет вверху, поэтому под прилет подъезжают только сертифицированные такси, которые выиграли тендер, с электронным чипом на лобовом стекле.

- Вы обещаете, что на такси в "Борисполе" будут настоящие прозрачные конкурсы, а не такие, как на объектах Евро-2012, "с одним участником"?

- Я обещаю. Но сколько таких компаний в Украине, где есть парк на 200 машин в приличном состоянии, с кондиционерами, которые обязаны установить счетчики, принимать кредитные карточки? Если мы не найдем такую компанию, "Борисполь" будет вынужден как государственное предприятие совместно с Киевсоветом создать коммунальное предприятие такси.

- И опять деньги налогоплательщиков пойдут на государственный таксопарк?

- Это не деньги плательщиков налогов, это доходы предприятия "Борисполь". (От УП: "Борисполь" - государственное предприятие, доходы которого должны отчисляться в бюджет.) Я за то, чтобы государство не брало на себя еще дополнительные функции, особенно в области общественного транспорта. И правительство готово при покупке автобусов большой вместимости украинского производства - луцких, львовских - компенсировать частным перевозчикам проценты по кредиту.

Колесников отвечает за подготовку к Евро-2012 и перед страной, и перед Януковичем. Фото пресс-службы президента

- Будет ли реально запущен железнодорожный экспресс Киев-Борисполь до Евро-2012?

- Экспресс очень тяжело построить за 14 месяцев. Кроме того, мы ввяжемся в стройплощадку в "Борисполе", куда на Евро-2012 приедет туристов больше, чем за последние 20 лет. Это создаст дополнительные неудобства для болельщиков. Решение будет приниматься Кабмином на следующей неделе. Успеем - ввяжемся.

- У вас был конфликт с главой Нацагентства инвестиций и национальных проектов Каськивым из-за запуска экспресса? Якобы вы не хотели этот проект отдавать ему в управление, а планировали реализовывать сами.

- Нет, конфликта у меня с Каськивым быть не может по природе. Ведь каждый занимается своим делом. Я буду только счастлив, если у нас будет больше желающих взять проекты в управление. Но я считаю, что железную дорогу Борисполь-Киев мы не успеем построить.

ЕСЛИ МНЕ БУДЕТ НУЖНА АВИАКОМПАНИЯ, Я СДЕЛАЮ ЕЕ С ЧИСТОГО ЛИСТА

- В последнее время ходит много слухов о том, что у вас есть личный интерес в "Международных Авиалиниях Украины". Это правда?

- У меня есть один интерес во всех авиалиниях Украины - это не допустить монополии, которая появилась в период скупки одной из компаний всех остальных активов.

- Вы говорите о Коломойском?

- В том числе.

- То есть, у вас нет ни опционов на приобретение доли в "МАУ", ни таких планов?

- Я создал "Конти" с чистого листа, "АПК-Инвест" с чистого листа. Если мне нужна будет авиакомпания, я ее сделаю с чистого листа и высокого уровня.

- Что, авиация - это не перспективный бизнес?

- Это перспективный бизнес, интересный, красивый, но здесь нужен менеджмент мирового уровня и внутренний рынок.

Самая большая проблема Украины - это заработная плата. Когда мы в школе, в конце 1970-х годов летали в Киев на футбол, билет стоил 17 рублей 50 копеек с комиссионным сбором, а средняя зарплата в стране была 177 рублей. То есть, билет туда и назад стоил 20% зарплаты. Сейчас, когда цена билета Киев-Донецк доходит до 2000 гривен из-за присутствующей монополии, то это выходит стоимость в размере одной средней зарплаты!

Так никакая авиация не может развиваться. Почему никто не хочет запускать лоу-косты внутри Украины? Ведь никаких разрешений не надо!

- То есть вы готовы задекларировать готовность пустить лоу-кост на внутренний рынок в любой момент?

- Это должна быть, во-первых, украинская компания...

- "Визэйр Украина" - это украинская компания...

- Очень сомнительно. Почему же она не летает? Она заявила намерение выполнять рейсы в Донецк, Львов... Но они не летают, ведь это нерентабельно. Поэтому не надо говорить, что кто-то не пускает лоу-косты в Украину.

Пожалуйста, мы готовы в интересах наших пассажиров, пустить на рынок любой лоу-кост, который к нам обратился. Но мы выяснили, что к нам за последние полтора года обращалась одна немецкая компания, причем федеральное правительство Германии так и не дало изменения в межправительственное соглашение. Мы с удовольствием включим эту немецкую компанию.

- Правительство может что-то предпринять, чтобы разрушить авиационную монополию Коломойского?

- На сегодняшний день, нет. Потому что доказать монополию очень тяжело. Формально есть четыре разных авиакомпании.

- Вы можете запросить учредительные документы, проверить оффшорные компании...

- Хорошо, мы запросили. Одна оформлена на Мустафу, одна - на Лещенко, третья - на Чаленко, а четвертая - на Савика Шустера. Иди, доказывай. Да, на Западе монополию смогли бы доказать. У нас на это уйдет много времени, и в итоге это ничего не даст пассажирам. Нужно создавать конкуренцию. Таких авиакомпаний, как МАУ, должно быть в Украине много.

- Из-за ситуации с авиарынком в Украине у вас был открытый разговор с Коломойским? Помните, он вам передавал видеопривет как "авиатору и реформатору"?

- У нас не было никаких конфликтов с Коломойским. А по поводу "видеопривета", то, со слов других участников съемки, не хочу называть каких, это было сказано в состоянии, ну, скажем так, "бодрости".



- Вы объявили о планах запустить скоростной экспресс Киев-Москва, который будет покрывать расстояние между столицами за четыре часа. Сколько лет может занять реализация этого проекта?

- На этой неделе я подписал приказ о создании рабочей группы по проекту "Славутич-Сапсан". Во второй декаде мая мы должны провести первые переговоры с нашими российскими партнерами. Проект очень смелый и дорогой, поэтому и мы, и россияне ищем долгосрочные инвестиции. Это будут займы на 15-20 лет под гособлигации с последующей продажей долей частным инвесторам.

Речь идет об экспрессе со скоростью движения состава 300 км/час. Для этого нужно построить абсолютно новые железнодорожные пути. Не такие, как у нас сейчас есть до Львова, Харькова и Днепропетровская, где мы добились скорости 180 км/час. Новый путь - это 120-ти метровые бесшовные рельсы, которых наша страна пока не производит.

В японских условиях километр такого пути стоит 25 миллионов долларов, в украинских условиях - обойдется в 10-12 миллионов. То есть даже если взять десять миллионов за километр и умножить на 320 км украинской части до границы с Россией, это будет около 3 миллиардов долларов. И примерно в 5 миллиардов долларов обойдется часть пути по России. Если мы закончим строить такой путь к 2020 году - это будет очень хорошо.

- То есть это футуристический проект? А нужен он вообще?

- Смотрите: сегодня средняя зарплата в Москве более 1 тысячи долларов. Мы надеемся, что за эти девять лет и в Киеве будет не меньше. Появится рынок. И скоростной поезд создаст настоящую конкуренцию самолету, только он будет еще быстрее. Потому что вам, чтобы долететь до Москвы, надо еще добраться до Борисполя, а потом в Москве ехать из аэропорта.

А на экспрессе до Москвы с остановками в Чернигове, Брянске и Калуге вы доберетесь за четыре часа максимум. Если мы это сделаем, нам ничего не стоит такой же экспресс пустить вдоль автомобильного полотна из Киева до Одессы, который будет добираться за 2,5 часа. Единственное, что нас смущает некоторая сезонность поездок до Одессы - это направление больше востребовано летом.

- Когда будет запущен первый скоростной поезд Hyundai по маршрутам Евро-2012?

- Первый поезд будет запущен вместе с журналистами в середине мая следующего года. Сейчас мы успеваем получить шесть из десяти поездов, которых будет достаточно, чтобы обеспечить сообщение между четырьмя городами, принимающими участие в Евро-2012. Hyundai - это единственная компания, которая взялась за такой проект в такие сроки.

- Но, например Крюковский вагоностроительный завод жалуется, что выбор в пользу корейского Hyundai - это унижении национального производителя!

- Крюковский вагоностроительный завод - это такая же компания, как и все остальные! Если они хотят продавать свою продукцию, то должны за свои деньги запустить экспериментальный поезд, сертифицировать его и продать Укрзализныце. А они хотят продать нам чертежи! Так не делается.

Я лично встречался с директором завода и сказал: единственное, чем мы можем помочь предприятию, чтобы уровнять их шансы с иностранцами - это заплатить проценты за привлеченные кредиты.

- Вы обсуждали этот вопрос с совладельцем завода и вашим коллегой в правительстве Сергеем Тигипко?

- Нет. Сергей Тигипко никак не лоббировал свой завод. Я говорил с другим владельцем крупного пакета акций.

Обязательное условие заседания Кабмина - присутствие Януковича в виде портрета. Бойко, Клюев, Колесников.

- Следующий вопрос - о строительстве дороги Львов-Краковец за бюджетные деньги. Насколько нам известно, был готов проект ее строительства за частные средства с дальнейшей концессией этой дороги. Но вы от него отказались и стали строить за деньги бюджета. Почему?

- Слово "концессия" глупо звучит в украинских реалиях. Наши венгерские коллеги потерпели полный дефолт в этом вопросе!

Зам министра финансов Татьяна Ефименко специально летала в Будапешт на стажировку. Концессия - это когда частный инвестор вам строит дорогу, а вы как государство гарантируете, что по этой дороге пройдет 5 тысяч автомобилей в час. Пройдет больше - прибыль поделите. Меньше - государство должно доплатить. Так Венгрия доплачивает больше, чем стоила бы новая дорога! Сегодня концессия в Украине - это утопия. Для нее здесь нет рынка.

- Но это тоже несправедливо, когда, например, донецкая больница недополучит денег, потому что строят дорогу во Львовской области!

- Дороги должны строиться за акцизный сбор с бензина, и только он должен являться источником денег для этих целей. Надеюсь, с 2012 года так и будет. Эта же практика установлена в Германии, Швейцарии и в северной Европе, которые отказались от концессионных дорог и пошли по принципу "платит тот, кто ездит".

У Минфина должен быть контроль над каждым пистолетом на бензоколонке. Сегодня мы недополучаем акцизный сбор, и половину акцизов мы не видим. Но эта система, когда на строительство дорог идут деньги акцизного сбора, пока работает 3,5 месяца. А до этого некоторые суперолигархи...

- Типа Коломойского?

- …продавали вообще без акциза, называя бензин смесью "Мустанг"!

Огромной проблемой является технологическая отсталость отечественных НПЗ, за которую платит украинский потребитель. Расходы на производство бензина на украинских НПЗ выше, чем на западе, от 15 до 30%. Это не говоря о качестве. Поэтому НПЗ вместо того, чтобы воровать акцизы, пусть лучше сконцентрируются на технологии.

Я КУПИЛ ХОККЕЙНЫЙ КЛУБ

- После Евро-2012 власть задумала новый мега-проект - Зимняя олимпиада в Карпатах в 2022 году. Какие возможны материальные доходы Украины от этого, какой вообще смысл в ней? Ведь зимние олимпийские игры проводят государства, где развиты зимние виды спорта!

- Почему же весь мир стоит в очереди, чтобы получить олимпиаду? Южнокорейский город Пхёнчхан третий раз участвует в этом конкурсе. Для Украины это может быть последний шанс развить зимние виды спорта.

Олимпиада - это маяк. Когда говорят о курортах западного мира, всегда подчеркивают: "Там была олимпиада". Во всей горнолыжной среде это как гроссмейстерский статус. Это уже манит. Мы никогда не сделаем Карпаты европейским курортом, если мы не проведем там турнир такого значения.

- Но олимпийские объекты, которые никогда не окупятся, опять будут строить за бюджетные деньги! А кто станет использовать трамплины или трассы для бобслея, которые не пригодны для массового спорта?

- Украинские спортсмены, которые будут получать золото для украинской сборной. Ну нет нигде в мире частных трамплинных вышек, так что теперь? А все, что касается жилья в месте проведении олимпиады, то его будет строить бизнес.

- И кому нужен ледовый дворец на 15 тысяч зрителей во Львове? Кто там будет выступать, если во Львове нет хоккейной команды?

- Если Украина получит право проводить Олимпиаду, то лишь в этом случае будет построен дворец в 2016-2019 году. Откуда вы знаете, будет ли во Львове через 7-8 лет хоккейная команда? Я слышал, что ЛАЗ уже в этом году создает хоккейный клуб во Львове. Кроме того, спортивные комплексы все универсальны, там можно проводить концерты, массовые мероприятия...

- Но на это же пойдут деньги государственного бюджета!

- Да, но если есть частные инвесторы для спортивно-концертного комплекса во Львове, то я думаю, что город предоставит лучший участок.

- Может, лучше за эти деньги строить онкоцентры и больницы, чем бобслейные трассы и ледовые дворцы?

- И онкоцентры, и больницы надо строить. Программа подготовки к Олимпиаде рассчитана на 11 лет. И значительного ущерба каким-то социальным проектам она не принесет. А занятость на Западной Украине всегда была проблемой.

Сами курорты будут построены за частные деньги. Да, лыжная инфраструктура частично будет построена за государственные, частично - за частные средства. Что такое лыжная инфраструктура? Это лыжные подъемники. Государство вложило деньги, а вокруг выросли сотни маленьких отелей. Мы протянули руку малому бизнесу.

Из-за чего в конце прошлого года собрался в Киеве предпринимательский Майдан? Это же смешно! Нигде в мире нет льгот малому бизнесу через налоги. Есть через инфраструктурную помощь, через погашение процентов по кредитам. Олимпиада - это возможность помочь всему бизнесу в Западной Украине - от общественного питания до гостиничного хозяйства.

Спросите директоров гостиниц: "Вы хотите, чтобы вам построили больницу или подъемники?" Они скажут: "Мы сами вылечим от всех болезней, лучше подъемники".

Колесников - первый хоккейный олигарх. Фото пресс-службы Верховной Рады

- Это правда, что вы стали вкладывать деньги в хоккейный клуб "Донбасс"?

- Да. Я стал стопроцентным владельцем клуба в июле прошлого года. Я всегда любил хоккей, с детства. Я помню хоккей с первого матча СССР против канадских профессионалов 1 сентября 1972 года, с первой шайбы, которую нам забросили на первой минуте. Тогда сборная СССР выиграла 7:3.

- Но где будет играть "Донбасс"? В российской КХЛ?

- Мы объявим об этом позже. Я думаю, что к КХЛ мы еще не готовы, надо пройти подготовку. Я бы хотел, чтобы Украина имела свой чемпионат из 10 клубов. И чем меньше клубов будет уходить в КХЛ, тем сильнее будет украинский чемпионат. Поэтому мы даже в следующем году будем играть в одной из российских лиг и в украинском регулярном чемпионате.

- Вы считаете, что хоккей может стать украинским видом спорта? У нас для этого нет не только инфраструктуры, но даже климатических условий.

- Подождите! Наш Сокол выигрывал бронзу СССР! В стране, где была полная гегемония московских клубов. Это заслуживает уважения.

- Но вопрос ведь в приоритетах. Баскетболисты жалуются, что на хоккей выделяется в год около 100 миллионов из бюджета, а на другие виды спорта - баскетбол, волейбол, гандбол и водное поло - суммарно около 10 миллионов. То есть не является ли ваша личная симпатия к хоккею причиной аккумуляции бюджетных средств именно на хоккее, а не, например на баскетболе?

- Программа выделения средств на хоккей была принята еще в 2007 году при Януковиче, а потом была поддержана правительством Тимошенко. Это программа только для создания основных фондов: площадок, искусственного льда и так далее. А если этого не делать, то кто поедет от нас на зимнюю олимпиаду?

И вообще, клуб "Донбасс" вполне самостоятельный, начнем создавать свою собственную базу. В этом году клуб начнет за собственные средства создавать Академию хоккея и базу для главной команды в Донецке.

- В киевском Дворце спорта после ремонта нет даже баскетбольного покрытия. Есть только хоккейное - это нормально?

- Мы приобретем во втором этапе реконструкции баскетбольное покрытие для Дворца спорта. И за четыре часа между хоккеем и баскетболом сможем трансформировать дворец в баскетбольную площадку. Задача киевским баскетбольным клубам одна - собирать по 6 тысяч 800 зрителей.

- Сколько составил бюджет реконструкции Дворца спорта, который открылся на прошлой неделе?

- 96 миллионов гривен - это стоимость первого этапа реконструкции.

- При чисто визуальном осмотре нет впечатления, что сделаны работы на такую немалую сумму.

- Ну, я вас могу сводить на экскурсию. Самое дорогое - это инженерия, генерирующее оборудование, все сети внутри дворца, которые были созданы в 1960-ом году и сейчас были заменены.

Визуальные изменения стоят дешевле, но их не было, потому что мы не успевали. Мы выполнили то, что заложено в регламенте Чемпионата мира. Сегодня "Сокол", "Белый Барс" и "Подол" могут подписать договор и получить для своих игр Дворец спорта на весь чемпионат Украины. Это, плюс недорогие билеты, могут вернуть популярность хоккею в Киеве. Главное, чтобы у "Сокола" нашелся спонсор.

ГОСУДАРСТВО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЕВРО-2012 ПОСТРОИТ ТОЛЬКО ДВА ОБЪЕКТА

- Давайте поговорим о подготовке к Евро-2012. Если говорить искренне: вы лично верите в то, что стадионы и аэропорты строятся без откатов?

- Лично я не только не верю - я имею информацию о попытках подмены цемента марки 500 на марку 300, о воровстве бетонного раствора, о воровстве стекла. У нас в стране всего 700 объектов, связанных с Евро-2012, из них 80 - крупные объекты, их которых 5 - стратегические. На этих проектах работает 40 тысяч человек, и почти 400 компаний.

Я допускаю, что при разговоре генподрядчика с субподрядчиком возможны какие-то злоупотребления. Но я люблю говорить о фактах, а не о домыслах.

Но что считать злоупотреблением? Если компании два года простояли без доходов, а сейчас показывают повышенную рентабельность, то можно ли считать это злоупотреблением? Другой вопрос, сколько они уплатят налогов - посмотрим.

Колесников на фоне реконструкции НСК "Олимпийский". Фото Нацагентства Евро-2012

- Почему вся инфраструктура для Евро-2012 строится фирмами, которые отбираются без конкурса, то есть по "тендеру с единственным участником"?

- Эта процедура применяется на тех объектах, которые требуют немедленного строительства. Поэтому, когда мы попали по времени в цейтнот, то сразу сказали: "Мы будем сами подбирать, кто будет строить, и делать будем это очень быстро, исходя послужного списка этих компаний". Верховная Рада пошла нам на встречу и приняла специальный закон.

Что касается львовской олимпиады, то такое априори невозможно в будущем. Впереди еще 11 лет до олимпиады, для строительства объекта бог знает сколько времени. Это все вполне умещается в тендеры.

Только тут надо применять западный опыт: если вы выиграли тендер на стройку стадиона с бюджетом 200 или 500 миллионов долларов, то это уже не вопрос властей, где генеральный подрядчик будет брать у субподрядчиков материалы и по какой цене. Потому что государство устроила основная цена.

А у нас процедура расписана так, что мало того, что генподрядчик выиграл тендер, он должен еще у себя провести все тендеры.

- Есть информация о том, что сейчас появилось отставание от графика по строительству стадионов для Евро-2012. Почему?

- Нет, это неправда. Все стадионы будут сданы осенью этого года. Украина давала обязательства сыграть за два года до чемпионата на львовском и киевском стадионах. Все сроки были нарушены в 2009-2010 году. В прошлом году в ЮАР главный стадион был сдан за 50 дней до начала чемпионата мира.

25 мая мы решим, когда открывать НСК "Олимпийский" - 24 августа, на День независимости, или в последнее воскресенье октября.

На 11 ноября Федерация футбола запланировала матч со сборной Германии. Вопрос - в сроках натяжки тефлонового покрытия. Нас подвели наши немецкие партнеры по срокам даже не на 60, а на 75 дней.

- Почему произошла задержка с установкой навеса?

- Я входил в команду, созданную Ринатом Ахметовым, по подготовке строительства стадиона "Донбасс-Арена" с момента зарождения его идеи в 1999, на "Стад де Франс" в Париже, и до открытия "Донбасс-Арены". У нас все было прописано в контракте с "Енка", которая входит в пятерку самых больших строительных компаний в мире.

Мы должны были получить стадион в мае 2008, а получили в августе 2009. Стоимость была прописана 250 миллионов долларов. В конечном итоге Ринат уплатил за стадион 420 миллионов, и плюс еще "Енка" получила 80 миллионов официальных убытков. То есть 500 миллионов долларов - это цена "Донбасс-арены".

Кстати, когда вы сравнивали стоимость НСК "Олимпийский" с европейскими стадионами, у меня была к вам претензия, потому что вы взяли стадионы, построенные в Европе 6-8 лет назад, не учитывая индекс инфляции, и не взяли Варшавский стадион, который на 16 тысяч меньше киевского и миллионов на 70 долларов дороже.

К тому же западные стадионы, публикуя информацию о своей стоимости, не указывают стоимость сетей. Если мы очистим стадион от стоимости сетей, то стоимость будет сопоставимой.

- Вы можете сказать, в какой пропорции вкладываются государственные и частные средства в подготовку к Евро-2012?

- Я смогу сказать об этом 30 апреля следующего года, когда будут сданы в эксплуатацию все отели, такиеже как отели в центре Парижа. Я думаю, сумма частных инвестиций в отели будет не менее 2-3 миллиардов. А государственных инвестиций у нас только в два объекта - в два стадиона. Аэропорты мы и так должны были построить.

- Вы уже определились, кто будет хедлайнером церемонии открытия НСК "Олимпийский"?

- Это пока тайна. Хорошо открывать стадионы в США, и приглашать местных артистов - Bon Jovi, Бритни Спирс, Мадонна…У нас немножко посложнее. Это не значит, что украинские коллективы лучше или хуже. Но они не англоязычны.

Режиссером открытия будет Анатолий Соловяненко. Ему поможет интернациональная команда, в том числе мы пригласим уроженца Киева Бориса Краснова. Но пока нас просто подвесили строители, потому что у нас нет даты открытия, и мы не можем вести переговоры.

У СУРКИСА КОНФЛИКТ НЕ СО МНОЙ, А СО СВОЕЙ СОВЕСТЬЮ

- Чем у вас закончился конфликт с Григорием Суркисом?

- У меня нет конфликта с Суркисом. У Суркиса конфликт со своей совестью, как можно быть одновременно руководителем Федерации футбола и владельцем "Динамо" Киев. Это приносит вред и Федерации, и "Динамо".

- После Евро-2012 вы будете предпринимать попытки, чтобы его снять?

- Послушайте, я был против Суркиса по объективным причинам. Наглым образом в 2001 году Федерация футбола нарисовала гол в Запорожье и отобрала у нас золото. Этот конфликт родился не вчера, а еще в конце 1990-ых. А решение о руководителе Федерации футбола будут принимать члены Федерации. Мы здороваемся с Суркисом, общаемся редко, но в УЕФА все представители украинской власти и общественности выглядят одной командой.

С Григорием Суркисом. Фото пресс-службы президента

- Недавно вы обнародовали вашу декларацию о доходах, в которой отсутствует упоминание о покупке вами корабля за полмиллиона долларов, о котором вы рассказали журналу "Форбс".

- У меня нет никакого корабля, и за 500 тысяч долларов корабль купить невозможно. У меня есть катер в лизинге длиной 13 метров. Хочу купить новый.

А насчет "Форбса", вы спросите у них, почему они указали мое состояние в размере 230 миллионов долларов, если я только на животноводчество потратил 200 миллионов. А "Конти", что, не считается?! И еще мы открываем фабрику в Курске за 250 миллионов.

- Кстати, правда, что ваша семья живет в Москве?

- Нет, то неправда. Мой сын учится на втором курсе в Московском государственном университете. Это его выбор. Сейчас супруга с дочерью здесь, но они часто ездят к сыну.

- Сколько дней в году вы пребываете в России?

- Думаю, в целом я бываю в России дней 30 в году. Но это, в основном, на выходные.

- Скажите, а вы лично выступаете за таможенный союз с Россией или зону свободной торговли с Европой?

- Это пусть решает Министерство экономики и Минфин. У нас достаточно большой экспорт и в ЕС, и в Россию. Но ни одно решение не должно быть трагедией! Ни одно решение не должно обрубить Украине экспорт ни в ЕС, ни в Российскую Федерацию.

- Но вы для своего бизнеса рассчитывали, что выгоднее - ЕС или Россия?

- Все крупные кондитерские компании - и мы, и "Рошен" - имеют в России свое производство. А в Западной Европе ни у "Рошена", ни у нас нет никаких шансов. Там жесткий рынок и огромные рекламные затраты.

- А вы не видите в вопросе таможенного союза с Россией политический шантаж Москвы?

- Каждая сторона заинтересована в расширении зоны своего влияния. Это нормально. Я надеюсь, что и мы когда-нибудь начнем влиять на международные отношения. Но для этого надо иметь мощный ВВП и не иметь таких катастрофических долгов.

Мустафа Найем, Сергей Лещенко

Фотофакт