Главный милиционер Николаева: Работать в милиции остаются только фанаты

02.06.2010 16:50

Совсем недавно на должность начальника Николаевского городского управления милиции был назначен полковник милиции Николай Светочев. Отметим, что он в 2008-2009 годах уже занимал эту должность, поэтому для николаевцев он не новый человек.

Напомним, что в марте прошлого года он был назначен на должность руководителя УБОП УМВД Украины в городе Севастополе. И вот в апреле этого года Николай Светочев возвратился в Николаев на свой прежний пост.

Через месяц после своего возвращения начальник НГУ согласился дать интервью нашему изданию - уже и с ситуацией в городе ознакомился, и дела принял. В день интервью корреспондент «Преступности.НЕТ» заметил, как главный милиционер города, придя на работу, останавливается перед парадным входом и требует немедленно заменить коврик для ног перед дверью - дескать, очень грязный: «Я же еще вчера просил заменить или убрать его!». Тут же половичок исчезает с парадного входа.

В кабинет Николая Светочева нас провожает начальник сектора общественных связей НГУ полковник милиции Оксана Шубина, которая и остается на интервью.

Интересно, что за спиной главного милиционера Николаева висит не портрет Януковича, не портрет Министра МВД, а большой портрет Тараса Шевченко.

- Почему у вас над столом висит портрет Тараса Шевченко, все чиновники сейчас на аналогичном месте вешают портрет нового президента.

- Посмотри, какие вопросы вы задаете... Потому что при моей первой каденции он здесь висел - это национальный герой. И сегодня, во время второй каденции - он также национальный герой. У меня есть портреты и министра, и президента (указывает на шкаф, в котором за стеклом стоят указанные портреты - прим. Авт.). Думаю, в этом есть что-то положительное.

- Да, национальные герои не меняются, в отличии от президентов.

- У нас есть президент - один в стране, и мы его должны чтить. И есть еще национальные герои.

- Касательно политики…

- Милиция вне политики.

- Вы уже говорили это на своей пресс-конференции, что милиция вне политики. Министр Могилев говорил, что необходимо бороться с заполитизированностью в правоохранительных органах, и вы сказали, что в Николаеве этого просто нет и бороться не с чем. Но вы также служили в Днепропетровске, в Крыму - отличия есть? Какое влияние в разных регионах политики на региональные подразделения?

- Никакого отличия нет. Нормальный милиционер будет нести службу и заниматься своим делом. Ему политика не нужна.

- В то время, когда вы возглавляли УБОП в Севастополе, были задержания депутатов и местных чиновников, членов Партии регионов (там просто других нет)…

- …было два заместителя Главного управления жилищно-коммунального хозяйства, горадминистрации. Поверьте, никакого давления со стороны политиков, депутатского корпуса абсолютно не было. Во всяком случае, на меня никто не выходил и не давил.

- А на ваших замов?

- Нет, абсолютно. Возможно, были какие-то подходы со стороны, как обычно, «что можно сделать?». Естественно, никто на это не реагировал, мы делали свою работу. А давлений, угроз - такого не было.

- Что касается резонансных преступлений в Николаеве, которые на сегодняшний день не раскрыты. Это 300 тысяч грн, украденные на Укрпочте в октябре прошлого года. Есть ли какие-то наработки?

- Работаем.

- Никто не задержан, подозрений нет?

- Пока нет, работаем.

- Что касается вооруженного нападения на автозаправку в августе прошлого года, когда был ранен охранник, унесли 5 тысяч гривен?

- Пока ничего нет. Это не в мою бытность произошло. Я сейчас разбираюсь и изучаю материалы по преступлениям прошлых лет. Сейчас все силы брошены на раскрытие тяжких резонансных преступлений этого года, например, 500 тысяч, которые человек получил в банке.

- Да, есть по нему что-то?

- Работаем. По Укрпочте и по 500 тысячам работаем. Также недавно было завладение автомобилем с 30 тоннами подсолнечного масла - есть продвижения, не хочу говорить, но уже есть задержанные. Сработали слажено и розыск Корабельного райотдела, и городского управления, и Управление розыска области. Автомобиль и масло уже нашли.

- Также известно, что вот недавно, 25 мая, была освобождена Тамара Бакурская, которую в прошлом году задержали по подозрению в получении взятки. Тогда начальник облуправления МВД Владимир Уваров говорил, что получение взятки профессионально задокументировано, и дело будет доведено до конца. А на сегодняшний день ее освобождение связывают с тем, что она является женой депутата от Партии регионов.

- Тоже ничего не могу сказать по этой ситуации. Все это было без меня - я смотрю, вы больше знаете, чем я.

- Работа такая. ;) Относительно оперативной обстановки в городе. Вы Николаев знаете хорошо - какие районы, на Ваш взгляд, самые криминогенные, возможно, там будут установлены видеокамеры или еще какие-то меры предприняты?

- Криминогенная обстановка в городе постоянно меняется. Нельзя сказать, что есть определенные районы в городе, которые являются наиболее опасными. На сегодняшний день у меня вызывает волнения территория Ленинского района. Большое количество тяжких преступлений совершается именно там. В последнее время мы проводили отработку, и я думаю, будем продолжать. Волнуют нас грабежи - их в Ленинском районе совершается в последнее время много, хотя обычно чаще грабежи случались в Центральном районе. Потому особо пристальное внимание уделяем на данный момент Ленинскому району.

Мы делаем анализ криминогенной обстановки, исходя из этого вносим коррективы, стараемся делать корректировки в расстановке патрулей личного состава, которые несут там службу.

- Сколько патрулей задействуются ежедневно для охраны правопорядка в городе?

- От 80 до 90 человек личного состава. Служба несется в три смены. На каждую смену выделяется по 1-2 автопатруля на район. Это очень мало, потому стараемся привлекать и общественные формирования. Вот я как раз сейчас стараюсь разобраться с этими общественными формированиями, потому что их, как грибов. А эффекта как такового я не вижу. Могу отметить, что в Ленинском районе работает нормально общественное формирование, а все остальные - будем разбираться, как они работают.

- Они вам подчиняются?

- Они замыкаются на райотделы, их регистрацию осуществляет горисполком. Мы тесно взаимодействуем с местной властью. Вместе с заместителем городского головы Александром Женжерухой мы собирали всех руководителей общественных формирований. Выслушали их претензии, они выслушали наши. И я думаю, мы вернемся к этому, пообщаемся. На некоторых организациях будем ставить точку. Есть у них свои интересы…

- Оружие? (члены общественных формирований имеют право на приобретение спецсредства для стрельбы резиновыми пулями - прим. Авт.)

- Да. А отдачи от их работы никакой.

- Можете ли назвать организации, с которыми вы работаете и сколько их всего в городе.

- Когда я разберусь, я вам скажу. Несколько дней назад мы затронули эту тему, сейчас мне готовят списки всех общественных формирований, их количественный состав, по районам.

- Тем более, что на них город выделил из бюджета полмиллиона гривен…

- Не готов сейчас сказать. 474 тысячи по программе «Правопорядок» выделено на опорные пункты милиции.

- Вы, как только вернулись в Николаев, вошли в состав исполкома горсовета. Как часто вы бываете там, какие вносили предложения?

- На всех заседаниях я бываю, рассматриваем вопросы, которые выносятся по плану. Все вопросы, которые возникают по милиции, мы решаем ежедневно в рабочем порядке. Я созваниваюсь с мэром, еду к мэру, и мы решаем эти вопросы. Я скажу, что и во время первой каденции, и сейчас, мне ни в чем не отказывают и с пониманием относятся к нашим проблемам. Это не голословно, и не для того, чтобы Владимир Дмитриевич почитал, и сказал, что похвалили. Это на самом деле так и есть.

- Не затрагивался вопрос комендантского часа для детей до 16 лет?

- Этот вопрос поднялся еще до меня, но пока вопрос не затрагивался. Нужно экспериментировать, но никто не готов сказать, каким будет результат. В некоторых регионах Украины это уже апробировалось - нужно изучить опыт коллег, на это тоже будет обращаться внимание. Но нужно и учитывать специфику региона.

- Что касается идеи создания муниципальной милиции, которая будет замкнута на мэра - есть ли в ней необходимость, стоит ли ее создавать?

- Муниципальная милиция должна финансироваться из местного бюджета, потому, конечно, это была бы помощь нам, и если мэрия готова профинансировать - почему бы и нет? Были бы дополнительные отработки, задействовано было бы больше сил.

- По поводу сотрудничества с мэрией - обсуждался вопрос, сколько будет в этом году выделено квартир сотрудникам ОВД? Какие еще льготы?

- Во время моей первой каденции мэрия выделила нам 500 тысяч на покупку автомобилей. Мы приобрели восемь автомобилей. Кроме того, нам выделялись деньги на ремонт крыши, на ИВС (изолятор временного содержания - прим. Авт.), когда нам была необходима дополнительная помощь, мэрия нам помогала. На этот год обещали нам помочь и транспортом, и выделить средства на камеры видеонаблюдения. Обещали 10 камер, установили 3. Потому, думаю, что будут дополнительные. Так что сотрудничество у нас плодотворное.

- То есть квартиры не обсуждались?

- Что касается квартир, как же не обсуждались, это одна из основных проблем милиции. Их выделяется очень мало. Я не готов сказать, сколько было выделено в прошлом году, но во время моей первой каденции было выделено 6-7 квартир. Это вопрос очень сложный, и сейчас не только милиция в таком положении.

- Что касается личного состава - насколько укомплектован гарнизон, есть ли потребность в кадрах, какой средний возраст сотрудников?

- Слишком омолодился наш личный состав. Я начинал службу в исправительном учреждении, в зоне усиленного режима - Арбузинская исправительно-трудовая колония №83 - об этом ни один журналист не написал, потом был старшим опером. Когда я написал рапорт о переводе, все были против, но начальник УВД, на тот момент Василий Тимофеевич Ключник, мудрый руководитель, посмотрел, что иду в уголовный розыск. Сказал: «Не на легкий кусок хлеба идешь», - и подписал приказ о переводе. Я перешел в уголовный розыск в Центральный райотдел - и когда я туда пришел, там такие зубры сидели, у которых было чему поучиться. Минимальный возраст был, наверное, лет 35. А на сегодняшний день у нас начальниками райотделов в 27 лет становятся. Можете представить, какой кадровый голод. Я нисколько не умаляю их заслуг и профессионализма, но профессионал тот, который проработал на оперативной либо следственной работе определенное количество лет. Я до сих пор некоторые фамилии вспоминаю - Стратюк Николай Иванович, Мочалюк Николай Иванович. Я мог в любой кабинет зайти с вопросом, всегда: «Присаживайся, пиши, запоминай». На сегодняшний день есть очень старательные ребята, есть и нерадивые - чего греха таить.

- Ходят слухи, что сотрудникам ОВД планируют повысить пенсионный ценз и установить потолок пенсии. Не связаны ли с этим увольнения тех, кто уже заслужил сегодняшнюю пенсию и продолжает работать, а завтра может оказаться еще и вовсе не пенсионером.

- Это пока слухи, пока неизвестно, будет ли такое решение. Но шум среди сотрудников есть. Некоторые уже написали рапорта. Я не скажу, что массово, но пишут. И когда начинаешь задавать вопросы, отвечают - «как будет - непонятно, сейчас пенсия есть, надо уходить - чего ждать?». Если раньше были льготы у сотрудников милиции, то на сегодняшний день их нет. А работа - выходных нет. Рабочий день ненормированный. Приходят даже выпускники милицейских вузов - молодые специалисты, проработают 2 года, год, а то и меньше, и говорят, «да нет, извините, я не туда попал». Он прекрасно понимает, что зарплата на сегодняшний день не достаточная. Да, Министерство пытается решить сейчас этот вопрос, но мы понимаем, что в государстве особо денег нет. Сейчас младшему и среднему составу увеличили зарплату на 100 грн. Да, увеличение, но это не то, что должно быть. И зарплата 1450-1500 грн - это даже для молодого парня, который пришел, мало. Он подумает… В какой-то коммерческой структуре, устроившись охранником по графику «сутки через трое», будет получать те же самые полторы тысячи. Зато у него есть выходные, семья, свободное время. Нет особой привлекательности в работе милиции. Приходят и остаются в милиции только фанаты, которые мечтали об этом и бредили. Хотя и такие сбегали, потому что не так все себе представляли. Не думали, что окунуться в этот вал, в эту бездну. А на самом деле, это бездна.

- Во время своей пресс-конференции вы говорили, что еще не присмотрелись к райотделом, но обещали кадровые изменения. Какие произошли смены, рокировки?

- Исполняющим обязанности заместителя начальника городского управления милиции, начальником следственного отдела городского управления милиции назначена Коновченко Галина Михайловна, которая была заместителем начальника - начальником следствия Ленинского райотдела милиции. Заместитель начальника следственного отдела НГУ назначен начальником следствия в Корабельный райотдел. С Корабельного райотдела начальник следствия назначен в Ленинский райотдел. Уволенных не было никого. Перестановки еще будут - это жизнь. Надо избавляться от бездельников и нарушителей дисциплины, которые, к сожалению, есть и у нас.

- В каких департаментах?

- Давайте не будем, это же не руководители, а рядовые. Как в каждом учреждении, есть радивые и нерадивые сотрудники. Пришел руководитель - кто работает - остался, кто не работает - свободен.

- А что касается игровых автоматов. Они работают под видом интернет-кафе. Причем сами услуги Интернета там не предоставляются.

- Есть и здесь проблема. Будем работать, отрабатывать этот вопрос. Он уже обсуждался.

- Вам не поступало звонков при закрытии?

- Был сигнал по игровому залу - в районе Центрального рынка. Сотрудники БЭП задокументировали, изъяли автоматы. Если будут сигналы - мы будем реагировать.

- Вы говорите о сигналах от жителей, а не было ли вам звонков от людей, которые просили бы не закрывать то или иное заведение?

- Мне таких звонков не было.

- Готовится ли в ближайшее время какие-то операции, отработка по этой проблеме?

- Будем работать. Вы знаете, когда вы пишете, что готовится операция, после этого нам уже нет смысла работать. Все уже знают об этом. Я понимаю, что вам хочется первыми обо всем узнать и написать…

- Существует ли у вас взаимодействие с помощниками министра по правам человека?

- На сегодняшний день, насколько мне известно, этот институт вроде бы, как и есть, и вроде бы его нет.

- Его планируют расформировать.

- Я в первую свою каденцию плотно общался с Сергеем Петровичем Швецом (помощник Министра по правам человека в Николаевской области - прим. Авт.). Он заезжал часто, мы когда-то вместе работали. Я тогда был замначальником областного УБОП, а он начальником отдела УБОП в Первомайском районе. Буквально вчера он мне звонил, я спросил «Сергей Петрович, вы работаете еще или уже нет?». Он ответил «Я не уволен пока». Они там съезжались, общались… Будет работать - будем сотрудничать, общаться.

- А вопреки тому, что вы лично знакомы с Сергеем Петровичем, на ваш взгляд, нужна ли такая институция, есть ли у сотрудников ОВД в ней необходимость?

- Мое личное мнение… Как вам сказать… Я лучше воздержусь от ответа на этот вопрос.

- Понятно… Во время вашей службы в Днепропетровске вы тесно общались с начальником УМВД в Днепропетровской области Алексеем Крикуном, а после того, как его перевели руководителем ГУ МВД в г. Киеве, многие пророчили вам также столичную должность. Были ли предложения, или вы хотели домой в Николаев?


- Дома и стены помогают. Но я не исключаю возможность, что мог попасть в Киев. Но появилась возможность остаться в Николаеве - я остался. Здесь семья, да и у меня уже не тот возраст, чтобы кататься по Украине.

- С Алексеем Крикуном поддерживаете отношения?

- Обычные человеческие отношения.

- Не зовет?

- Оставим этот вопрос.

- Что-то должно остаться за кадром, - отмечает начальник сектора общественных связей НГУ Оксана Шубина, которая также присутствовала во время интервью.

- Что-то слишком много вопросов остается за кадром. Вы сегодня так хозяйственно обратили внимание даже на половую тряпку при входе в Управление, а вот над входом находится только вывеска «БАНК», который располагается по-соседству. Не хотите повесить вывеску «МИЛИЦИЯ»?

- Мы уже делаем - будет на козырьке светящаяся надпись «Николаевское городское управление УМВД Украины в Николаевской области». Мы многое планируем сделать, но все упирается в финансы.

- А помещение менять не планируете?

- Если бы нам дали, мы бы поменяли. У нас горуправление разбросано в восьми местах. Николаев, наверное, единственный город, в котором управление вот так разбросано. Конечно, было бы удобно, если бы у меня были здесь все на месте. Но не так остро стоит проблема размещения городского управления, как остро стоит проблема размещения Центрального райотдела милиции. Сотрудники райотдела работают в ужасных условиях.

- Вы обсуждали этот вопрос с мэром?

- Конечно, обсуждали. Есть некоторые варианты, мы буквально недавно выезжали на один объект с начальником УВД Михаилом Слепаневым, который намерен решать этот вопрос с руководством области.

- Сколько лет вы уже служите?

- С 1983 года, 27 лет, плюс три года на флоте служил.

- Не было желания заняться, например научной деятельностью?

- Я делаю то, что я умею делать. Можно сказать, что я фанат своего дела, мое становление, как личности, проходило здесь, в этой системе.

- Вы хорошо знакомы с системой. Может быть, что-то в ней стоило бы изменить? Экс-начальник УМВД области Владимир Уваров говорил, что правоохранители должны служить по контракту, таким образом проверять, выполняют они свои прописанные обязанности или нет. Вы бы что изменили?

- Мое видение как человека, который долго проработал в этой системе, я бы многое поменял. Когда встречаемся с ветеранами, я часто от них слышу: «За все время, сколько служу, ничего в системе не поменялось, особенно эти «палки» - показатели. Коренным образом надо это пересматривать. Милиции оценку должно давать население, а не показатели всевозможные.

- Вы регулярно проводите прием граждан. С какими проблемами николаевцы чаще всего к вам обращаются?

- С различными вопросами обращаются - и с бытовыми, и на соседей жалуются, и в семье конфликтные ситуации. В Коренихе ко мне приходили - что крыша течет в школе, что дискотека долго работает, громко играет музыка, нарушает покой. Много вопросов по линии ГАИ, есть вопросы и к прокуратуре, потому решили принимать граждан вместе с прокурором г. Николаева и начальником городского управления ГАИ. В некоторых районах присутствуют и руководители районных администраций.

- Что касается борьбы с наркопреступностью - не планируете отработки?

- Мы недавно провели отработку, но не достигли ожидаемых результатов. Причем начальник УВД очень остро реагирует на это зло и ставит задачи, чуть ли не на ноль свести количество наркоманов. Задача серьезная.

- Ну что же, Николай Тимофеевич, пожелаем вам успехов в вашей работе и благодарим, что согласились ответить на наши вопросы.

Фотофакт