Право на убийство для сына николаевского архитектора (документы)

27.05.2010 09:33

15 лет лишения свободы - наказание, к которому были приговорены двое николаевцев возрастом 20 и 21 год за умышленное убийство, разбой, незаконное завладение транспортным средством, приобретение, ношение, хранение, огнестрельного оружия без разрешения.

4 января 2006 года эта парочка тремя выстрелами в голову забрала жизнь у отца ребенка-инвалида, у мужа и сына… А сегодня, спустя четыре года, один из них уже прогуливается по ул. Советской в компании телохранителей и девушек. Сергея Гиржева, организатора убийства, выпустили на 11 лет раньше - по состоянию здоровья. «Страшная болезнь», которая позволяет убийце разгуливать среди людей, - цирроз печени. Чем он якобы успел ее посадить в местах не столь отдаленных, останется тайной. Но выйдя на свободу, вопреки здравому смыслу, он не попал в медицинские учреждения.

Отец организатора убийства - Виктор Гиржев - архитектор Березанского района Николаевской области, да и к тому же, депутат райсовета. Все планы застроек в прибрежной зоне едва ли не от Очакова до Одессы, а самые ценные - в Коблево - имеют его визу. А вы знаете, как можно получить визу архитектора на открытие развлекательного или питейного заведение в прибрежной зоне? А на постройку виллы? Ну, или хотя бы маленькой дачи… Сын «курортного» архитектора побывал в местах лишения свободы в четырех областях, прежде, чем отец смог «решить вопрос». А вопрос этот «решился» только в Софиевском райсуде Днепропетровской области.

Задолго до убийства Сергей Гиржев, и так позволявший себе больше, чем многие другие студенты юрфака николаевского филиала Одесской национальной юридической академии, задумал заниматься разбоями. Для этой цели он и прикупил «огнестрел» - револьвер типа «Смит и Вессон» и начал искать сообщника. Напарник нужен был не только дня поднятия боевого духа, но, кажется, Гиржев младший уже тогда понимал, что под рукой всегда пригодиться тот, на кого можно будет «спихнуть» всю вину.

Знакомому Виталию Доценко, студенту Николаевского государственного университета им. Сухомлинского, он предлагал «пугать» револьвером на трассах одиноких дам, отбирать у них авто и продавать на запчасти. Доценко не согласился, хотя материальное положение его семьи было далеко не таким, как у Гиржева. В суды к обвиняемому сыну Виталию Доценко потом будет приходить мать, утомленная трудом простая женщина, с маленькой дочкой - сестрой Виталия. Да и сам Виталий, как рассказывают родственники со стороны потерпевших, завидев сестру, готов был сквозь прутья клетки протиснуться, лишь бы ее обнять…

Но тогда, до момента совершения убийства, когда Гиржев пришел к Доценко с определенным планом, присмотрев конкретную жертву, и заявил, что водителя нужно будет убить, Доценко дал согласие.

За рулем присмотренного Сергеем Гиржевым автомобиля «BMW 740» находился 30-летний Дмитрий Иванов.

- Дима не собирался срочно продавать машину, но она была с транзитными красными номерами. Когда ребята предложили ее купить, он хотел вырученные деньги вложить в бизнес, а осенью купить другое авто, - рассказал его друг Александр.

Дима оказался племянником Виктора Иванова, Горожанина года-2007 в отрасли «Предпринимательство», чьи фирменные магазины «Себинские колбасы» популярны в Николаеве. Виктор Демьянович заменил Диме умершего отца, потому именно он позже заявит в милицию о пропаже племянника.

Злоумышленники долго катались вслед за Дмитрием по городу, пока он не остановился у кафе на пр. Ленина и ул. Московской. В то время, когда хозяин темно-зеленого «BMW 740» со знакомой девушкой пил кофе, ребята рассмотрели автомобиль. Уже тогда Сергей начал звонить в киевские автосалоны и прицениваться, почем можно будет толкнуть «БМВ» на запчасти.

Далее сообщники устраивали несколько встреч, проводили тест-драйвы, ломали комедию по сбору денег, которые нужно якобы подъехать забрать у отца и прочее. И вот 4 января должна была состояться «сделка».

- Дима позвонил, когда я привела дочку на секцию по плаванию в бассейн, - рассказывает супруга Дмитрия Галина. - В то время мы уже разошлись, но он должен был приехать накануне к Илоне, и не приехал. Он позвонил и просил прощения - разговор был какой-то странный. Он очень просил прощения, обещал сегодня же приехать. А через пару минут разговора связь прервалась. Я ему перезвонила, но телефон был уже отключен.

Как выяснит следствие, это будет последний разговор Дмитрия Иванова по мобильному.

В ходе следствия стало известно, что когда будущая жертва и его «кровавые спутники» подъехали на Проспект героев Сталинграда в Николаеве, Дмитрий спросил, почему за рулем автомобиля, чтобы проверить его качества маневров, сидел только Сергей, а Виталий отсиживался сзади.

Дружки пояснили, что авто собираются купить на двоих вскладчину, но Виталий такой тип транспорта водить, как ни странно, не умеет. Тогда Гиржев решил якобы проверить в авто акустику, врубив на полную музыку в машине. Это было сигналом к действию - Доценко, находясь на пассажирском сидении сзади, достал револьвер и выстрелил Дмитрию сзади в голову с расстояния 20-30 см. Мужчина начал заваливаться на сидящего рядом Гиржева, тогда Доценко выстрелил в голову еще раз. У Дмитрия начались конвульсии, Доценко нажал на спусковой крючок еще раз, но произошла осечка, и только с четвертого раза, получив третью пулю в голову, Дмитрий перестал подавать признаки жизни.

У Иванова был газовый пистолет, который находился под сиденьем, возможно, именно понадеявшись на него, владелец авто доверчиво поехал с двумя незнакомыми молодыми людьми. Но защитить себя, воспользовавшись пистолетом, Дмитрий не успел.

Сергей, уже привыкший за время многочисленных тест-драйвов к мощному авто Дмитрия, сел за руль. Убийцы подъехали к лесополосе в районе Терновки и там избавились от трупа. Вытерев тряпкой некоторые следы крови, забрав пистолеты и боеприпасы, сообщники спустились к лодочной станции и там выбросили все в реку Ингул. Авто они припарковали неподалеку от дома Гиржева - на отстой, и планировали через некоторое время продать его на автозапчасти. Из машины Сергей забрал себе электронный ключ от машины, мобильный телефон и зарядное к нему.

- Дмитрий никогда не пропадал вот так, - делится друг убитого Александр. - Если он что-то праздновал, то приглашал много друзей, был очень открытым, щедрым, общительным. А тут его телефон не отвечал, никто о нем ничего не знал. Мы собрали из друзей порядка 30 экипажей, и начали его поиски - ездили к его партнерам по бизнесу, знакомым, колесили от Херсона до Одессы.

6 января правоохранители нашли авто Дмитрия, которое убийцы еще не успели сбыть. Исходя из следов убийства в авто, в то время, когда друзья искали живого товарища, милиция искала уже его труп.

8 января тело Дмитрия нашли, а уже 16 января Гиржев и Доценко были задержаны благодаря оепативным и слаженным действиям сотрудников УБОП и уголовного розыска. После убийства Сергей Гиржев до момента задержания проводил свободное время в ресторане «Якитория» - снимал стресс, в то время, как не находивший себе места Виталий Доценко не выходил из дома и во всем сознался матери. Сергей, в отличии от подельника, своей вины так и не признал. Виталий все взял на себя, но улики красноречиво говорили о том, что идейным вдохновителем, организатором, а, возможно, и исполнителем, и точно непосредственным участником разбоя и убийства был сын провинциального архитектора.

На суде, по свидетельствам очевидцев того процесса, отец Гиржева вел себя вызывающе, заявлял, что его сына незаконно обвиняют, и объявлял себя потерпевшей стороной по этому поводу. Сынок же, во время того, как судья зачитывал материалы уголовного дела по убийству, смеялся, сидя в клетке для подсудимых…

Вначале Апелляционный суд Николаевской области, а потом и Верховный Суд Украины (куда с кассационной жалобой обратились Гиржевы) все же признал Гиржева и Доценко виновными, а так как наше гуманное законодательство предусматривает поглощение большим сроком заключения меньшего, им присудили по 15 лет лишения свободы. Кроме того, виновные, согласно приговору суда, должны были выплатить потерпевшей стороне в счет возмещения морального вреда взыскания. Например, в связи с утратой кормильца, супруга Галина, у которой на руках остался ребенок-инвалид, должна была получить от убийц ее мужа по 75 тысяч гривен. Для сына архитектора Березанского района это не большие деньги - ходят слухи, что для взятки в Верховный Суд Украины папочка собрал 175 тысяч долларов. И, кстати, судьи Верховного суда Скотарь, Пошва и Лавренюк отменили решение Апелляционного суда и отправили дело на доработку. Но, в конечном счете, справедливость все равно восторжествовала - что правда, при другом составе Верховных судей.

По прошествии четырех лет Галине Ивановой так и не выплатили ни копейки. Начальник отдела Государственной исполнительной службы Главного управления юстиции в Николаевской области Д. Антоненко и судебные исполнители Центрального отделения ГИС Николаевского городского управления юстиции, согласно документам, которыми владеет Галина, «плеванто на законо».

В августе 2008 года, на запрос Галины Ивановой в Центральный ОГИС, как продвигается ее дело, получила ответ, что исполнение по ее делу закрыто, так как заключенного перевели в Вознесенкую колонию, а, соответственно, его дело - в Вознесенскую исполнительную службу. А в Вознесенске принимают решение не начинать дело, потому что в присланных документах не хватает запросов на материальное состояние убийцы - Центральная исполнительная служба ничего не делала, просто положив это дело в долгий ящик, который у них называется архивом.

Все попытки Галины Ивановой обратиться к начальнику отдела Государственной исполнительной службы Главного управления юстиции в Николаевской области Д. Антоненко закончились ничем - начальник только хамил и по сути дела ничего не ответил.

Не воздействовало на озлобленного чиновника и то, что Галина Иванова написала обращение к губернатору Николаевской области Николаю Круглову, который, как она надеется, сможет повлиять на нерадивых госслужащих. Сейчас Галина ожидает того момента, когда сможет лично попасть на прием к губернатору.

А сам организатор убийства Дмитрия Иванова, о чем свидетельствуют вердикты судов различных уровней, вот уже некоторое время находится в Николаеве. Сергея Гиржева освободили якобы по состоянию здоровья. Да, отец не в ответе за сына, но если папаше все же удалось вытянуть из тюрьмы «больного» сыночка, то почему он не отправил его лечиться? А теперь всем своим видом Сергей Гиржев, который должен был освободиться только 16 января 2021 года, показывает, что в тюрьмы у нас по-прежнему сажают только нищих, а остальные, даже убийцы, могут себе позволить всё, и еще немного…

Освобожден из мест лишения свободы разбойник и убийца, который пошел на преступление не от безысходности, нищеты, голода, психического отклонения или крайних мер, а «с жиру». Несовершенство судебной системы ставит под угрозу безопасность родственников погибшего, какие волнения переживает мать за свою дочь, если убийца ее отца гуляет по одним и тем же улицам города. Да и любой здравомыслящий человек будет переживать за своего ребенка, пока рядом ходят мальчики-мажоры, для которых убить человека - как чихнуть. И закон им - не писан.

Как стало известно «Преступности.НЕТ», мать Дмитрия Иванова обратилась в Управление по борьбе с организованной преступностью с ходатайством о проверке законности постановления Софиевского райсуда Днепропетровской области, а также подлинности предоставленных Гиржевым справок.

Все мы помним, что на минувших выборах все партии в один голос кричали лозунги, что закон один для всех. А в жизни выходит, что некоторые все же ровнее…

Фотофакт